Главная » 2024 » Январь » 15 » ПУТЬ В ЯМУ!
11:38
ПУТЬ В ЯМУ!

Информация к размышлению.

Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) хорошо известна жителям Гурьевского района по работам на Салаирском рудном поле и Каменушенскоммедно-колчеданом месторождении. Наверное, менее известны «Отечественные записки» - приложение к газете «Советска Россия», в № 15 которых от 31 августа 2023 года, в рубрике «Патриоты о судьбе родной земли», опубликован очерк Ивана Жилина «Медный голос» о деятельности этой компании на Уральских месторождениях меди.

Редакция «Советской России» расценивает этот очерк как исключительно ценное, граждански откровенное обращение к масштабным проблемам спасения любимой России. «Именно этим привлекает к себе внимание многозначный по содержанию очерк Ивана Жилина, достойный широкого обсуждения».

В своё время и у нас неоднократно, в том числе газетой «Знамёнка», поднимался вопрос о деятельности УГМК, но широкого резонанса эта проблема не получила. Возможно потому, что экологические последствия у нас выражены не так наглядно, как на Урале. Но это не говорит о благополучии. Радиация тоже не видна визуально – это невидимая смерть. «Но разве от этого легче?»

Ниже приводятся выдержки из выше названого очерка, которые, как мне представляется, помогут по-новому взглянуть на экологические проблемы и нашей территории, покрытой язвами карьеров и коростами отвалов.

«По берегам восьми уральских рек гибнут леса, животные и люди. Но об этом стараются молчать.

Тайга тиха. Лишь изредка её прорезает истошный крик кедровки, и снова всё смолкает и становится тихо. Мёртвые не могут шуметь, а здесь, в глухом лесу в 50 километрах от Североуральска, слишком много мёртвого: стены высохших, давно обронивших листву деревьев, сухая серая трава. Беззвучно течёт узкая – метра два в ширину – Ольховка. В ней уже шесть лет нет рыбы.

Ольховка – источник смерти. Не только для того, что некогда жило в ней и по её берегам, но и для Шегультана, в который она впадает, и для Сосьвы, в которую впадает Шегультан. На карте её исток так и обозначен: «Зона экологической катастрофы». Потому что своё начало Ольховка берёт в горной местности, среди которой сегодня возвышаются чёрные, истекающие кислотой отвалы Ново-Шемурского месторождения медно-колчеданных руд.

Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), крупнейший в России производитель меди, зашла на эти земли в 2005 году, начав разрабатывать Тарньерское месторождение, что в 32 километрах от небольшого города Ивделя. Затем углубилась на безлюдный север, проложив дорогу к Шемурскому месторождению. А отработав их, зашла на НовыйШемур, переступив границу Североуральского городского округа. Тогда-то беда и началась.

Восемь рек, из которых местные жители пьют воду и в которых привыкли ловить рыбу, стали зелёными, а по их берегам начали находить мёртвых животных. Люди тоже стали серьёзно болеть. Всему виной, по словам местных, то ли отсутствующие, то ли не работающие очистные сооружения на Ново-Шемурском карьере. Из-под его отвалов в реки течёт медный купорос и убивает всё, что встречается не его пути.

Катастрофа, происходящая на Северном Урале, по своим масштабам не уступает норильской. Но президент Путин не стучит по столу и не требует наказать виновных. А мёртвая вода уже распространилась более чем на 400 километров и, вполне вероятно, скоро выйдет за пределы Свердловской области.

В настоящий момент достоверно известно об отравлении шести малых рек: Ольховки, Черной, Банной, Тамшера, Шегультана и Тальтии, а также двух крупных: Ивделя и Сосьвы.По их берегам живёт более 100 тысяч человек».

«Работники заповедника сразу предупреждают, что на карьер не пойдут. Они согласны провести нас и двух рыбаков из Серова, обеспокоенных исчезновением рыбы, до границы мёртвого леса на Ольховке. Дальше, говорят «идите сами»».

«Интриг вокруг северных рек и Уральской горно-металлургической компании много – обо всех дорогой не расскажешь. Декларируемая общая цель местных жителей и УГМК – спасение водоёмов – на деле оборачивается серьёзной борьбой. В ход идут подкуп, черный пиар и травля. От того сотрудники заповедника не хотят идти на карьер – слишком много пережили».

«Показатель pH в Ольховке – 2. Это немного выше, чем кислотность лимонного сока (2,2), в два раза выше, чем кислотность яблочного (4). На уровне жидкости в аккумуляторных батареях».

«С Кобыльей горы Ново-Шемурский карьер виден как на ладони. Над чёрными грудами отвалов нависают облака пыли. За пеленой снуют 450-тонные БелАЗы, вывозя с месторождения богатую медью руду.

С обеих сторон от горы длинные полосы мёртвого леса. Одна – вдоль Ольховки, вторая вдоль – Тамшера. Серыми змеями они разрезают зелёную Уральскую тайгу. С дальней стороны карьера – ещё две такие полосы: вдоль Чёрной и Банной.

 - Прекрасно видно их злодеяния, - глядя на карьер, произносит серовский рыбак Андрей Филимонов».

«Но удивительней другое. Прямо под промышленной дорогой проложены бетонные конструкции, из-под которых в лес течёт вода, окрашивающая камни и почву в ядовито-оранжевый цвет. Это и есть источник загрязнения Ольховки. Его даже не пытаются прикрыть. Конструкции похожи на канализационный сброс, но очистных сооружений не видно. Трубы небрежно вкопаны под дорогой, а за ней просто навалены на землю.

Всё это происходит на разработке компании, которая даже в кризисный 2022-ий получила 14,68 миллиарда рублей чистой прибыли».

«На обратном пути берём пробы воды в Ольховке. Концентрация меди в ней как позже покажет лабораторный анализ, в 63000 раз превышает норму концентрация цинка в 11200 раз.

Первыми загрязнения рек на севере Урала обнаружили жители Ивделя… Люди пошли в местную мэрию выяснять, в чем дело, но чиновники лишь развели руками – сами, мол, пытаемся разобраться. Жители не стали их ждать: собрали всем городом 110000 рублей и отправили пробу воды из реки в лабораторию Росприроднадзора. Результаты оказались чудовищными: содержание железа в реке превышало норму в 1460 раз, марганца – в 5100, цинка – в 7900, а алюминия – в 12500. Но больше всего в воде оказалось меди: её концентрация превышала норму в 166000 раз. Тут то местные и смекнули, кто всему виной».

«- Пошла онкология. Бывало, за неделю по 4 человека хоронили. Всё от рака. Причём рак именно пищеварительных органов: кишечник, печень. Город же забирает воду из Ивделя, а люди её пьют, рассказывает предприниматель Наталья Чепченко. – Всё осложняется ещё и тем, что в городской больнице нет врачей: у нас осталось только два терапевта. К специалистам нужно ехать за 150 километров в Краснотурьинск, анализы сдавать там же.

Мэр Соколюк отреагировал: «Да, рак страшен, но это ещё не смерть. Будем бороться»».

«Больше мэр Ивделя с УГМК не боролся, а в 2021 году и вовсе уехал в Екатеринбург, став депутатом областного законодательного собрания, председателем комитета по бюджету и экономической политике».

«- И хоть нам говорят, что основная причина смертности здесь – сердечно-сосудистое заболевание, но я смотрю по своим знакомым: рак, рак, рак, отмечает Заморин».

«- То есть Росприроднадзор, многократно проверявший и наши реки, и промышленников ни разу не сообщал в Роснедро о выявленных нарушениях, - усмехается Зайцева. – Я бы предположила, что дело в коррупции».

«- Полагаю, что под отвалами отсутствует гидроизоляция и потому дожди смывают всю кислоту с них в землю, и ручьи, рассказывает она».

«Мэр Североуральска Василий Матюшенко заявлял, что  сотрудники заповедника «занимаются травлей инвесторов». После ухода с должности в 2022 году он пришёл на работу в УГМК.

В 2020 году советник гендиректора УГМК Юрий Берг предлагал лишить «Денежкин камень» статуса заповедника и развивать на его территории туризм. Инициативу поддержали в правительстве Свердловской области, но против выступилоМинприроды России.

Зато прокуратура запретила заповеднику проводить экологическую школу для тетей, рассказывать им о растительном и животном мире Северного Урала. Объяснялось это просто: «Денежкин камень» - не образовательное учреждение.

Аналогичной травле подвергались и другие люди, активно противостоявшие медной компании. Например, критиковавший загрязнение рек главредмуниципальной газеты «Берёзовский рабочий» Сергей Стуков лишился работы. По его словам, на увольнении настаивали губернатор Свердловской области Евгений Куйвашин и гендиректор УГМК Андрей Козицын. В дружественных металлургической компании СМИ писали о причастности Североуральского депутата Виктора Ильина, тоже критиковавшего загрязнение рек, к торговле кокаином в 1990-е (доказательств этому не приводилось).

Сегодня информационная война окончена: обе стороны от неё устали. Но смертоносное загрязнение не прекратилось».

«Река Шегультан. 20 километров от Ново-Шемурского месторождения.

- Она зелёная. Она всегда здесь зелёная, - житель Северауральска, на условиях анонимности согласившийся провести нас через болото к отравленной реке, с грустью смотрит на неё».

«Зачерпываем воду из зелёной реки. Лабораторный анализ покажет: концентрация меди в ней превышает допустимые значения в 2040 раз, концентрация цинка – в 362.

Посёлок Денежкино. Река Сосьва. 124 километра от Ново-Шемурского месторождения…

- проблемы в нашей части реки начались примерно в 2018 году. Рыба начала пропадать, попадалась мёртвая. Водорослей не стало совсем, зато на дне появился белый налёт толщиной в сантиметр, - объясняет он. – Река сама стала зелёной, при этом, когда дождей нет, она очищается, становится тёмной, какой и должна быть. А как только дожди пройдут – вновь зеленеет. Потому что дожди смывают всю отраву с карьеров».

«Посёлок Марсяты. Река Сосьва. 152 километра от Ново-Шемурского месторождения.

В чёрной, на вид здоровой реке купаются дети. При этом все в посёлке знают, что здесь Сосьва бывает зелёной и что рыбы в ней нет».

«…Концентрация меди в Сосьве у Марсят – в 41 раз выше нормы, цинка – в 4.

Следы медного загрязнения замечали и ниже по течению. С квадрокоптера зелёную Сосьву снимали: в селе Андреановичи в 181 километре от медного карьера; в посёлке Поспелково – в 311 километрах; в устье реки Ляля в 405 километрах».

«Пресс-секретарь УГМК Алексей Свалов сообщения в соцсетях с просьбой о комментарии прочёл, но оставил безответными. И на звонки реагировать не стал. На проходной главного офиса компании мне нехотя и не с первой попытки дали внутренний номер пресс-службы, но ответившая женщина сообщила, что никто интервью давать не будет – только письменный ответ по запросу».

«УГМК-холдинг, объединяющий около 50 предприятий в горнодобывающей отрасли и других отраслях в 12 регионах России – типичное порождение российской олигархии. В публикуемом очерке лишь частично обрисована жизнедеятельность дочернего предприятия АО «Святогор». Как видим, лукавая «святость» несёт множество бед местному населению и заповедной природе».

07.09.2023                                                                                          Н.Ф.Агеенко

Пос.Урск

Просмотров: 233 | Добавил: onu2009 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]